Яндекс.Метрика


ГЛАВНАЯ     ОБ АВТОРЕ     БЛАГОДАРНОСТИ     КОНТАКТЫ     СОТРУДНИЧЕСТВО     ПОМОЩЬ    






15.08.2022 Международная Премия #МЫВМЕСТЕ.
Проект "Музыка и Я" участник полуфинала международной премии #мывместе2022

10.02.2022 Нужен программист 1-с Битрикс

11.12.2020 Начата планомерная работа по удалению битых ссылок на сайте
Сегодня начала поиск и удаление битых ссылок.



С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ

<< Предыдущий выпуск - Следующий выпуск >>

Музыка и Я

43

2010-01-05

Здравствуйте!

С Вами снова я - Ирина Тихонова!


"В Рождество все немного волхвы..."

Сегодня выпуск рассылки посвящён грядущему большому празднику для всех православных -

Рождеству Христову!

Кроме того Вас ждётздесь изумительная по содержаниюинформация из книги В. П. Морозова "Искусство резонансного пения" - акустика храмовых помещений.

Праздник в честь Рождества Христова прекрасен! Пусть главный символ Рождества - Вифлеемская звезда, та, которая указала волхвам на рождение Спасителя, горит на вашей ёлке. Эту звезду и сейчас можно увидеть в Вифлиеме. В этом городе, над тем самым местом, где, по преданию, родился Иисус, построен храм Рождества Христова. А в пещере под храмом на полу горит шестиконечная серебряная звезда, и надпись возле неё гласит: "Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос".

Кто как ни дети может так искренне радоваться такому светлому празднику! Детское сердце чутко и к истине, и к благодати. Детям одинаково радостно петь и народную песню, будь она русской, украинской или какой другой, и композиторскую. Для них есть чудесные рождественские песенки. Слова и ноты Вы найдёте
здесь.

Среди пяти чувств, данных человеку для восприятия внешнего мира, два - зрение и слух - являются главными и наиболее развитыми. Образы и звуки окружающего мира позволяют нам судить о происходящем в нем, и в творчестве человек более всего употребляет изобразительные и звуковые приемы. Церковь в своем богослужении благодатно освящает природные чувства человека и возводит его душу в молитве к Тому, Кто является Источником Невечернего света и Глаголов вечных.

В храмах акустика не совсем обычная.В древних храмах для усиления акустических возможностей в кладку замуровывали горшки и кувшины, чтобы увеличить количество сферических поверхностей, отражающих звук. Поэтому голос, даже не самый громкий, здесь хорошо слышен. Православный храм ориентирован на человеческий голос, как все мироздание — на человека.

Хоровое, унисонное пение, господствовавшее в русской православной традиции вплоть до конца XVII века, является своего рода духовной школой для человека, который, подстраивая свой голос к звучанию хора, учился гармонической согласованности своего духовного мира с духовным миром других людей, и в целом — со всем мирозданием, созданным Богом по законам гармонии.

Об акустике храмовых помещений

Важной особенностью церковного пения, сильно влияющей на его формирование и восприятие, является особые свойства акустики храмов (реверберация, резонанс). В одном из рассказов В. Солоухина (читать здесь) говорится, какое огромное эмоциональное впечатление произвёл на него сильно резонирующий под куполом храма голос И. С. Козловского. Аналогичное впечатление производят также грамзаписи пения в храмах Е. Нестеренко (1), Б. Христова (2)и других известных певцов. Акустические свойства любых концертных залов являются исключительно важной характеристикой (Контюри Л. Акустика в строительстве. М., 1960). Певцам хорошо известно, как трудно петь в зале с плохой акустикой, когда голос уходит и не возвращается ("как в вату"), и как легко поётся в зале с хорошей акустикой. Физиологически эти явления объясняются условиями слухового самоконтроля; ухудшение слышимости своего голоса непроизвольно провоцирует стремление певца усилить голос, что нередко приводит к перенапряжению, форсированию, и как следствие, - потере вокальной позиции и переутомлению голосового аппарата. Хорошая обратная акустическая связь (слышимость собственного голоса в зале с достаточной реверберацией (3) и резонансами), наоборот, предохраняет голос от форсирования. 

Реверберация нужна и для слушателя, т.к. придаёт голосу звучность, "сочность", облагораживает тембр. Без реверберации голос звучит сухо, отрывисто, как-то "голо" (чем нередко "грешат" звукописи, сделанные в студиях, с чрезмерно заглушённой реверберацией и резонансом (4). 

Для храмовых помещений нормы реверберации, определяемые их архитектурными особенностями и традициями, существенно больше, нежели для обычных концертных залов. Это явно слышится в грамзаписях церковных песнопений, произведённых в храмах. 

Наряду с реверберацией большую роль в акустике храмов (и других залов) играют явления резонанса, вследствие образования стоячих звуковых волн. Таким образом, гулкость храма (и любого зала) зависит как от реверберации, так и от резонансов, и явления эти при ближайшем их рассмотрении имеют общую акустическую природу (5). 

Хорошим акустическим свойствам храмов - формированию резонанса и реверберации - сильно способствует их куполообразная форма. Купол обладает удивительным свойством собирать рассеянные в зале звуковые волны, концентрировать их и снова отражать вниз, подобно тому, как рефлектор автомобильной фары отражает свет, освящая дорогу. Это явление хорошо демонстрирует "порхающее эхо", которое можно услышать при входе в фойе Большого зала Московской консерватории. Купол настолько резко усиливает стук шагов, что вызванное им эхо многократно начинает "порхать" между полом и куполом (6). Акустические свойства купола зависят от его конструктивных особенностей: формы кривизны поверхности, соотношения высоты и ширины, наличия на его поверхности рассеивающих деталей и т.п. При этом чем выше и шире купол, тем более низкие частоты он способен концентрировать и отражать. Поэтому низкий бас протодьякона (да и любой голос) производит совсем иное впечатление в храме с высоким и широким куполом, чем в помещении с плоским потолком (7). 

Для улучшения резонансных свойств храмов с древних времён используется не только особая форма купола, но и вмурованные в стену "голосники", т.е. особой формы пустотелые глиняные сосуды, выполняющие роль резонаторов Гельмгольца, т.е. избирательно усиливающие необходимые звуковые частоты спектра певческого голоса. Традиция использования голосников-резонаторов в русских храмах, по-видимому, пришла из Греции вместе с христианством. Как известно, голосники-резонаторы использовались ещё в древнегреческих амфитеатрах (под открытым небом), где тысячи их размещались под сиденьями зрителей, создавая отличную слышимость звуков со сцены (об этом, в частности упоминает народный артист СССР Алексей Иванов - в связи с важной ролью резонаторов для певческого голоса, - см.: Иванов А. П. Об искусстве пения. М., 1963). 

Таким образом, мы рассмотрели ряд резонансных особенностей церковного пения, определяющих его специфические свойства образования и восприятия. Высоко вздымающиеся вверх купола церквей являются не только архитектурно-эстетическим отличием храмов от иных построек или символом молитвенных устремлений к Всевышнему, но и важнейшим (и сложнейшим) акустическим сооружением для усиления звучания и особого преобразования - с помощью резонанса и реверберации - как сольных, так и хоровых церковных песнопений.


1 В Кафедральном соборе г. Смоленска с Московским камерным хором В. Минина, "Мелодия", 1985.
2 В храме Александра Невского в Софии, "Балкантон", 1976.
3 Реверберация - это гулкость зала, иначе говоря, "гуляющее" по залу эхо. Реверберация возникает в результате отражения звука (голоса певца, хора) от стен и потолка. Реверберация измеряется временем слышимости эха после прекращения источника (точнее, временем, в течение которого эхо от короткого возгласа или звукового щелчка ослабляется до 60 дБ). Для измерения реверберации существуют специальные приборы - реверберометры. Поскольку звук распространяется с конечной скоростью (340 м/с), то понятно, что реверберация зависит 1) от объёма помещения, 2) от силы звука, порождающего эхо (певец, хор, музыкальные инструменты, стук шагов и т.п.), 3) от наличия рассеивающих звук деталей (скульптуры, колонны, барельефы), 4) от поглощения звука стенами и находящимися в зале людьми (чем больше людей и рассеивающих деталей, тем меньше реверберация). Практикой установлены оптимальные нормы реверберации для залов: чем больше зал, тем больше допустимое время реверберации (1,22 сек. для залов 1000 м3 и 2,24 сек. для залов 100000 м3). Например, для Колонного зала Дома союзов (объём 12500 м3) реверберация составляет 1,72 сек. при заполненном зале (при пустом зале уже 3,55 сек.).
4 Существуют абсолютно безэховые камеры для специальных научных целей, в которых приняты меры для полного устранения эха и резонансов с помощью сильных звукопоглощающих покрытий стен, потолка и даже пола. Мне приходилось работать в такой камере для изучения инфразвуков певческого голоса. Голос в этих звукозаглушённых камерах звучит крайне бедно, необычно тихо, и петь певцу в таких условиях чрезвычайно трудно.
5 Известно, что резонанс связан с образованием "стоячей волны", которая образуется в результате отражения бегущей волны от противоположной стенки резонатора и совпадения узлов и пучностей прямой и отраженной волны. Поэтому в помещении всегда имеет место как явление реверберации, так и резонанса.
6 Порхающее эхо здесь несомненно допущено архитекторами как занимательное явление. Однако столь сильная несмолкающая реверберация недопустима в концертных залах, т.к. накладываясь на последующие звуки (голоса или музыки) искажает и затрудняет восприятие. Поэтому и существуют нормы реверберации для разных концертных залов и студий. В самОм же Большом зале Московской консерватории реверберация оптимальная и зал этот по праву считается одним из лучших для звукозаписи и концертной деятельности.
7 Как, вероятно, уже догадывается читатель, положительная роль купола храма как бы аналогична роли купола твёрдого нёба певца в формировании его голоса.

Морозов В. П. "Искусство резонансного пения". Москва, 2002.

В создании этого выпуска рассылки мне помогли материалы из книг А. Семёновой "Дорога к храму", С.-П., 1998, сб. "Православные обряды", М., 2004, сб. "Рождественские народные песнопения", С.-П., 1993, с сайта zvon.ru

До встречи в следующем выпуске рассылки, где мы продолжим разговор на тему "Женщина и музыка".

Если Вам нравится эта рассылка, я буду Вам очень признательна, если порекомендуете её своим друзьям и коллегам. Спасибо!

С уважением, Ирина Тихонова. Всегда рада Вам и Вашим письмам!

автор рассылки Ирина Тихонова

Рассылка 'Музыка и Я'


Все материалы, размещенные на данном сайте были взяты из абсолютно открытых источников в Интернете и представлены здесь только для ознакомления.
Входя на сайт вы автоматически соглашаетесь
с данными условиями.



Проект "Музыка и Я" участник полуфинала международной премии #мывместе2022


УРОК МУЗЫКИ
УРОК ПЕНИЯ
Музыкальная грамота для начинающих
WEB-муZZанятие
МЕРОПРИЯТИЯ
Русский язык для иностранцев
Музыкальная грамота для начинающих







Работает на 1С-Битрикс: Управление сайтом.