<< Предыдущий выпуск - Следующий выпуск >>
Музыка и Я
45
2010-01-25
Здравствуйте!
С Вами снова я - Ирина Тихонова!
В сегодняшнем выпуске рассылки продолжение статьи "Женщина и музыка" из книги С. С. Мамулова «Эта многоликая и чарующая музыка» (Москва, изд-во «Интервал», 1998).
В предыдущем выпуске речь шла о женских именах в музыке:
Они представлены не только в образах достойных, порядочных женщин, но и легкомысленных, фривольных. К их числу относятся куртизанки Манон, Лулу, гейша Чио-Чио-Сан.
А теперь продолжим дальше:
Женщину подобного типа обессмертил Верди в одной из своих знаменитых опер "Травиата" (по-итальянски - падшая), написанной на сюжет произведения А. Дюма-сына "Дама с камелиями", прототипом которой была популярная парижская красавица Мари Дюплесси.
У Верди «падшая женщина» — это страдающая жертва обостоятельств, полная мягкой женственности и безграничной любви. А ля травиата в «Лулу» Берга - это олицетворение нравственного распада.
История сохранила имена многих куртизанок, покоривших «светлые умы» человечества. Чем был бы Гораций без Лидии, Тибул без Делии, Катулл без Лесбии, Деметрий без Ламии. В этом нет ничего поразительного, если вспомнить, что служительницы «первой древнейшей профессии» получали широкое образование — они должны были знать знаменитые «64 искусства», в том числе пение, танцы, игру на музыкальных инструментах. Разумно предположить, что музыка в различных ее жанрах была одним из наиболее эффективных соблазняющих средств на пути к завоеванию мужчины.
Чаще всего композиторы обращались к многогранному образу Манон Леско. Роман А. Прево был использован независимо друг от друга в оперном творчестве Пуччини, Обера и Массне.
Некоторые женские образы имеют счастливую судьбу — они фигурируют в произведениях разных авторов.
«Аве Мария» написана Бахом, Верди, Брамсом и Шубертом. Умной и находчивой Шехеразаде посвящены оркестровая сюита Римского-Корсакова, фортепьянная пьеса Шумана в "Альбоме для юношества", симфоническая увертюра и вокальный цикл Равеля. Композиторы Гаво, Паэр и Бетховен на основе аналогичного сюжета создали три одноименных варианта оперы «Леонора». Позже «великий поэт симфонии» переименовал ее в «Фиделио», но с образом не расстался — три увертюры «Леонора» занимают достойное место в его богатом творчестве.
Продолжение следует...
Если Вам нравится эта рассылка, я буду Вам очень признательна, если порекомендуете её своим друзьям и коллегам. Спасибо!
С уважением, Ирина Тихонова. Всегда рада Вам и Вашим письмам!
автор рассылки Ирина Тихонова