<< Предыдущий выпуск - Следующий выпуск >>
Музыка и Я
49
2010-02-05
Здравствуйте!
С Вами снова я - Ирина Тихонова!
Ещё несколько выпусков рассылки будет с продолжением статьи "Женщина и музыка" из книги С. С. Мамулова «Эта многоликая и чарующая музыка» (Москва, изд-во «Интервал», 1998). Сегодня Вас ждёт удивительный факт из жизни скрипача-виртуоза Паганини, рассказанный автором. Кроме того будут перечислены те музыкальные подарки, которых удостоились прекрасные женщины. В знак признания, уважения, любви.
Женщина не только вдохновляет на создание музыкальных произведений, но и является главным действующим лицом и огромной силой для рождения невиданных, граничащих на уровне фантастики, технических приемов в игре на музыкальных инструментах.
Игре на скрипке с одной струной, считавшейся коронным номером концертных программ Паганини, музыкальная история обязана княгине Элизе, родной сестре императора Наполеона, с которой у композитора был роман. Она живо интересовалась творчеством своего друга, служившего у нее камеристом-виртуозом и дирижером оперы, и всячески поощряла его. Услышав написанную на спор пьесу для скрипки с двумя струнами «Дуэт влюбленных», она предложила ему обойтись одной струной. Идея любимой вдохновила Паганини. Через несколько дней была готова соната «Наполеон» для одной струны — открытие в мире музыкального исполнительства, так или иначе посвященное женщине.
Подобное открытие — уникально в своем роде. Как правило, традиционным жестом, отражающим признание, уважение и любовь композитора к конкретной женщине, является посвящение ей произведений из своего творческого наследия — своего рода музыкальный подарок.
Тот же Паганини адресовал своим поклонницам два квартета. Гайдн, связанный тонкими духовными нитями с венской приятельницей Марианной фон Генцингер, сочинил для нее одну из лучших своих клавирных сонат — № 49. Кантата Россини «Аврора », написанная на тему русской песни «Ах, зачем бы огород городить», создана в качестве подношения ко дню именин княгини Е.И. Кутузовой — вдовы известного русского полководца, с которой он встретился во время ее приезда в Италию. Чувство нежной признательности к обаятельной светской женщине Ванье Дебюсси выразил посвящением ей тетради романсов. Одна из лучших страниц фортепьянной музыки Вагнера — «Вальс» написан в альбом Марии, сестре его возлюбленной Матильды Везендонк. Французскую сюиту И. С. Бах собственноручно вписал в обе «Клавирные книжечки» («Нотные тетради») Анны Магдалены, молодой певицы, впоследствии жены композитора. Фортепьянную сонату (опус 101) Бетховен посвятил Доротее Эртман, а 33 вариации на тему вальса Диабелли (опус 120) Антонии Брентано. «Пастораль» Стравинский адресовал дочери Римского-Корсакова Надежде. Для известной французской пианистки Маргариты Лонг написаны Концерт (соль мажор) Равеля, «Наварра» Альбениса и «Экспромт» Форе. Выдающейся писательнице Мариетте Шагинян посвятили романсы с одноименным названием «Муза» Рахманинов и Метнер. Наконец, говорят, что блюзы были созданы для женщин — в основе их души лежит слабое существо.
И таких примеров немало, потому что центральным их персонажем и героиней является женщина.
Продолжение следует...
Если Вам нравится эта рассылка, я буду Вам очень признательна, если порекомендуете её своим друзьям и коллегам. Спасибо!
С уважением, Ирина Тихонова. Всегда рада Вам и Вашим письмам!
автор рассылки Ирина Тихонова