<< Предыдущий выпуск - Следующий выпуск >>
Музыка и Я
50
2010-02-08
Здравствуйте!
С Вами снова я - Ирина Тихонова!
В этом выпуске рассылки продолжение статьи "Женщина и музыка" из книги С. С. Мамулова «Эта многоликая и чарующая музыка» (Москва, изд-во «Интервал», 1998). Речь пойдёт об исполнительском мастерстве женщины.
Женщина... С ее именем в истории музыки связаны любопытные факты. В древней арабской «Книге песен» Абул Фараджа сообщается, что большую роль в музыкальном творчестве VII-VIII веков играли женщины. Они участвовали во всех представлениях, выступали в знатных арабских семьях. Родоначальниками пения у арабов были две наложницы богатого вельможи, сочинившие первые мелодии. В XVI веке в Ферраре (Италия) был чрезвычайно популярен вокально-инструментальный ансамбль.. монахинь, которые играли на разных инструментах и сочиняли музыку. В XVII веке одним из лучших итальянских музыкальных учебных заведений была «Венецианская женская консерватория Пиета», которой руководил знаменитый Вивальди. Подобные факты, свидетельствующие об активном участии женского пола в музыкальной культуре, не единичны.
Итак, женщина вдохновляет, влияет и определяет. Каков же ее реальный, созидательный вклад в развитие музыкального творчества?
Исполнительское мастерство женщины известно. В памяти всплывает милый образ молодой девушки, играющей на модном в прошлом инструменте — лютне и запечатленной на популярной картине Караваджо «Девушка с лютней», а также известное в мире живописи полотно П. Сезанна «Девушка у пианино».
Привелегия женщин в этом направлении, действительно, неоспорима. Можно привести многочисленные примеры замечательных скрипачек, виолончелисток, пианисток, освоивших не только классику, но и область джазового искусства, в частности Тошико Акиоши и Мери Лу Вильяме. В игре на арфе женщинам принадлежит несомненный приоритет. Недаром, в далеком прошлом изображение девушки, изящно склонившейся к инструменту и перебирающей струны, сделалось своего рода традиционной эмблемой той эпохи. Женщины безраздельно господствуют в игре на этом инструменте и в более новое время (Дулова, Эрдели, Сараджева, Москвитина и другие). Название «Верджинала» — прямоугольного клавесина в Англии — связано с латинским «Вирго», т.е. девушка, поскольку это был любимый инструмент девиц в период его создания. Привычным воспринимается образ флейтистки: еще в VI-VII веках греческий поэт Мимнерм посвятил свои песни прекрасной флейтистке Нанно. Маргарита Шапошникова, пожалуй, мало в чем уступает мужчинам в игре на саксофоне, а американка Клара Браянт неплохо усвоила роль джазового трубача.
Продолжение следует...
Если Вам нравится эта рассылка, я буду Вам очень признательна, если порекомендуете её своим друзьям и коллегам. Спасибо!
С уважением, Ирина Тихонова. Всегда рада Вам и Вашим письмам!
автор рассылки Ирина Тихонова