Яндекс.Метрика


ГЛАВНАЯ     ОБ АВТОРЕ     БЛАГОДАРНОСТИ     КОНТАКТЫ     СОТРУДНИЧЕСТВО     ПОМОЩЬ    






15.08.2022 Международная Премия #МЫВМЕСТЕ.
Проект "Музыка и Я" участник полуфинала международной премии #мывместе2022

10.02.2022 Нужен программист 1-с Битрикс

11.12.2020 Начата планомерная работа по удалению битых ссылок на сайте
Сегодня начала поиск и удаление битых ссылок.



МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА. Введение в тему. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ

МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА. Введение в тему. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ

ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ
«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»

В первой четверти можно обозначить несколько линий, по которым раскрывается ее главная тема: 
1) литературная основа таких жанров, как песня, опера, балет и др.; 
2) «вторая жизнь» песни в инструментальных сочинениях; 
3) взаимодополнение, неразделимость слова и музыки в вокальных произведениях; 
4) общность и специфика выразительных средств музыки и литературы.

В начале четверти школьники рассматривают одну из граней темы — взаимодействие музыки и литературы в песенном жанре. Песня — наиболее простой пример сочетания в художественном творчестве двух видов искусства. Как подвести ребят к самостоятельному выводу о том, что без литературы, поэзии исчезли бы все песни?

Проблемная ситуация может возникнуть на основе уже накопленного ранее музыкального опыта, например после исполнения какой-либо из выученных песен («Са ира», «Песня итальянских пионеров», «Нас много на шаре земном», «Частушки» и др.). ' Вопросы учителя (см.: Программа IV класса, с. 12) направлены на то, чтобы помочь в связи с темой четверти оценить и только что исполненную песню, и в целом песню как жанр. Что стало бы с песней, если бы не существовало поэзии?

Когда для школьников становятся очевидными те потери, которые понесла бы в этом случае музыка, беседу следует направить в другое русло: а возможно ли существование песен без слов? Здесь опять необходимо обратиться к музыкальному опыту ребят. Причем возможны различные пути. Один из них описан в программе: учитель объясняет, что мелодия, которая исполняется голосом (солистом или хором) без слов, называется вокализом и затем просит ребят вспомнить, какие вокализы они исполняли на уроках в начальной школе. А можно сначала вспомнить, какие песенные мелодии без слов ребята знают, исполнить некоторые из них (например, мелодию 1 части Третьего фортепианного концерта С. В. Рахманинова, тему «Утра» Э. Грига) и после этого с помощью самих ребят прийти к обобщению — понятию «вокализ». Ребята вспоминают, что данные мелодии исполнялись в классе именно в виде вокализа, хотя они созданы не для пения.

После этого естественно и логично будет перейти к настоящему вокализу — «Вокализу» С. В. Рахманинова, который композитор посвятил великой русской певице А. В. Неждановой. Когда певица высказала композитору свое сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это ответил: «Зачем слова, когда Вы своим голосом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами».

Здесь уместно будет сравнить необычайно выразительную мелодию «Вокализа» с темой 1 части Третьего фортепианного конверта. Обе мелодии по своей широте, интонационному строю близки русской песне. Пусть ребята определят, что же общего между этими мелодиями и русскими народными песнями (шпрота мелодического развития, неторопливость и поступенность его, свободное варьирование интонаций).

Можно также предложить дополнительное задание, помогающее восприятию музыки "Вокализа" и способствующее развитию интонационного слуха школьников: обратить внимание на развитие мелодии и сопровождения. Вначале в сопровождении слышатся размеренные аккорды, но постепенно взволнованность, напряженность звучания мелодической линии передается и аккомпанементу, который приобретает все большую самостоятельность. В звучании его появляются подголоски, интонационно близкие основной мелодии. В конце сочинения образуется выразительный диалог между голосом и инструментом, когда основная мелодия переходит к фортепиано. Для того чтобы лучше почувствовать полифоничность музыки «Вокализа», можно предложить ребятам вслушаться в сопровождение и движениями, имитирующими игру на скрипке, подчеркнуть протяженность мелодической линии (отметить фразировку). Так, через пение, слушание, движения ребята в полной мере ощутят особенности такого явления в музыке, как вокализ.

Теперь покажем, как это новое знание переносится в иную ситуацию — процесс разучивания новой песни.

Учитель исполняет без слов мелодию песни А. Пахмутовой «Гайдар шагает впереди». Как показывает опыт, в классе часто находятся ребята, которые песню уже слышали раньше, и поэтому на вопрос учителя, вокализ ли это, сразу ответят отрицательно так как знают, что это мелодия популярной пионерской песни о Гайдаре. Тогда вопрос можно углубить: пусть учащиеся сначала по звучанию одного куплета определят характер музыки (песенно-маршевый, мужественный, суровый, тревожный). Затем можно исполнить этот куплет на слог, предложенный ребятами и выбранный в соответствии с характером музыки (например, «тра-та-та...» «ту...» «да..,»). Пусть ребята убедятся, что и без слов можно воспринять и передать в свеем исполнении общее настроение, выраженное в музыке. Но дальше учитель продолжает исполнять без слов несколько куплетов подряд в том же интонационно-выразительном ключе: ничего не получается, исчезает развитие музыки. Такой прием поможет подвести ребят к осознанию необходимости поэтического текста, который обусловил бы дальнейшее «исполнительское» развитие в этой песне. Можно спросить школьников, подошли бы к этой музыке слова, например, лирической песни, а если нет, то почему. Важно заставить их размышлять, для чего нужны слова в песне, в чем их значение. Ведь многое они услышали в музыке этой песни и без слов (характер, настроение), но слова помогли им подчеркнуть то настроение, раскрыть образ Гайдара, способствовали выразительному исполнению разных куплетов, т. е. интонационному развитию музыки.

В связи с разучиванием песни «Гайдар шагает впереди» уместно кратко рассказать о творчестве А. Н. Пахмутовой, ее песнях, достойных нашего времени, любимых и взрослыми и ребятами. С этого дня в классе может появиться и портрет Пахмутовой. Пусть четвероклассники назовут и напоют известные им песни композитора, дома спросят у родителей, какие они знают песни Пахмутовой. Многие из ее песен связаны с важнейшими событиями наших дней, впечатлениями автора от поездок по стране, часто это песни к кинофильмам. Пахмутовой написаны «Песня о тревожной молодости» (сл. Л. Ошанина), «Орлята учатся летать» (сл. Н. Добронравова), «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Трус не играет в хоккей», «Нежность» (сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова) и мн. др.

Больше 20 лет назад (в 1961 г.) в пионерской организации началось движение красных следопытов. Пионеры изучают героическое прошлое Родины, знакомятся с подвигами героев Отечественной войны, подвигами наших современников. Во многих школах открылись музеи Боевой славы.

А. Н. Пахмутова вместе с поэтами С. Гребенниковым и Н.Добронравовым рассказали в песнях и стихах о славных делах следопытов. Так появилась кантата «Красные следопыты». В ней-то и звучит знакомая ребятам и любимая ими песня «Гайдар шагает впереди».

Работа над песней, как обычно, распределяется учителем на несколько занятий. Вначале можно познакомить школьников с песней и разучить первый куплет. В дальнейшем следует совместно с ребятами продумать план исполнительского развития, обусловленного содержанием стихов, как бы раскрывающих этапы истории нашей страны, показывающих борьбу за победу рево люции, строительство новой жизни, активным участником кото рых был Аркадий Гайдар. Можно попросить школьников выяснить, что значит слово «Гайдар» (всадник, скачущий впереди), рассказать им о жизни писателя, его судьбе, начать читать повесть «Судьба барабанщика».

Рассказывая о творчестве писателя, нужно подчеркнуть, что в своих книгах он всегда стремился напомнить о неразрывной связи мирного строительства в стране с революционным и героическим прошлым, о связи старших и младших поколений советского народа (1). Об этом и песня Пахмутовой.

Такая подготовительная работа поможет раскрытию музыкального образа песни, каждый куплет которой должен быть спет по-особому, интонационно-осмысленно. Тревожное, суровое начало песни требует негромкого, сдержанного, затаенного звучания. Чтобы достичь его, необходимо специально обратить внимание ребят на дыхание, задержку его, непосредственно мобилизующую к активному началу пения, очень собранному, прикрытому звучанию. Сохранить напевность в этой боевой маршевой песне, как всегда, поможет максимально возможное удлинение гласных и укорачивание согласных; некоторое подчеркивание каждого звука мелодии не должно переходить в нарочитые акценты (как это бывает при форсированном пении). Умение четвероклассников распевать гласные при ясном, четком произношении согласных покажет степень вокального мастерства класса. Добиться хорошей дикции поможет выразительное чтение слов (возможно шепотом) в ритме музыки с твердым произношением и выделением трудных согласных («гроза», «отряды сражаются», «только в. борьбе» и т. д.).

Двухголосные музыкальные фразы могут разучиваться с привлечением нотной записи (2), что облегчит работу. Специально нужно обратить внимание и на особенности ритмического рисунка: сочетание пунктирного и ровного ритма, имеющего большое выразительное значение — соединение мужественной героики с повествовательностью звучания. Несомненно, ребята смогут сами выделить логические ударения в каждой фразе, услышать кульминацию куплета и с помощью учителя добиться ее в своем исполнении. Здесь поможет осознание выразительности мелодии более широкого дыхания в сочетании с ее изобразительным началом— призывный характер звучания словно рожден из звуков пионерского горна (фразы удлинились). Целесообразно отдельно пропеть со словами кульминации всех четырех куплетов.

Последние фразы песни следует петь непременно на опёртом дыхании. При этом нужно отдельно поработать над правильным вокальным исполнением первых звуков каждой фразы, это в результате поможет достижению определенной динамичности каждого куплета.

Конечно, школьники услышат и барабанную дробь вступления перед каждым куплетом песни, имеющую различное выразительное значение: тихое, четкое звучание, создающее ощущение тревоги,— в 1-м куплете; приподнятое, собранное, строгое — во 2-м; яркое, торжественное — в кульминационном, 3-м куплете; вновь тревожное —в 4-м, подготавливающем победное, целеустремленное завершение всей песни. Учителю необходимо подчеркнуть все это в своем аккомпанементе. Работа над вокально-хоровыми навыками, как всегда, должна проводиться в опоре на образное содержание песни (романтическая приподнятость, подчеркивающая яркий гражданский облик Гайдара), на теснейшую связь музыки и слов, их взаимодополнение и взаимообогащение.



1. Все сказанное явится «забеганием вперед» к теме «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки», активизирует деятельность ребят н поможет в проведении 5-го урока второй четверти. 
2. См.: Лисенкова Г. П. Таблицы к урокам музыки. 4—5 классы. М., 1985

Музыка в 4 – 7 классах: Методическое пособие для учителя. М.: Просвещение,1986, стр. 10 - 14


Все материалы, размещенные на данном сайте были взяты из абсолютно открытых источников в Интернете и представлены здесь только для ознакомления.
Входя на сайт вы автоматически соглашаетесь
с данными условиями.



Проект "Музыка и Я" участник полуфинала международной премии #мывместе2022


УРОК МУЗЫКИ
УРОК ПЕНИЯ
Музыкальная грамота для начинающих
WEB-муZZанятие
МЕРОПРИЯТИЯ
Русский язык для иностранцев
Музыкальная грамота для начинающих







Работает на 1С-Битрикс: Управление сайтом.